10 страниц новейшей истории
Концепция проверенная временем
ИСТОРИЯ СТАМ-ФЕСТИВАЛЯ
СТАМ-фестиваль был создан в 2007 году. Его инициатор – писатель Юрий Кудряшов – поначалу планировал лишь провести концерт из музыки своих друзей в зале своей музыкальной школы. Однако случай свёл его с сотрудником Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова, где пройдут первые пять СТАМ-фестивалей. Площадка обязывала: идея концерта выросла в концепцию фестиваля, образовалась команда композиторов-единомышленников.
Основная суть концепции СТАМа в том, что победителей на нём выбирает публика путём оперативного голосования. Голоса считаются во втором антракте, и победители награждаются в тот же вечер. Это простой, на первый взгляд, принцип – на самом деле не имеет прецедентов в современной конкурсной практике и определяет собой политику отбора конкурсантов: СТАМ-фестиваль ищет музыку, с одной стороны, качественную, профессиональную, талантливую, с другой – максимально понятную и доступную публике. Это важный шаг к преодолению пропасти, возникшей в последние годы между композитором и слушателем – на СТАМе слушатель становится главным действующим лицом: музыка подбирается для него, он может общаться с композиторами прямо во время концерта, и решающее слово остаётся за ним даже при наличии Экспертного совета, который проводит отбор и формирует конкурсную программу.
2007
Основная задача фестиваля – поиск и продвижение хорошей, но неизвестной музыки. СТАМ открывает слушателю новых, но интересных для него авторов, которые, несмотря на свой талант, по каким-либо причинам выступают на сцене значительно реже, чем того заслуживают. Аббревиатура СТАМ изначально расшифровывалась как Современная Тональная Академическая Музыка. Традиция, как нечто более близкое и понятное публике, противопоставлялась в те времена моде на разнообразные узкопрофильные течения в современной академической музыке. Сегодня этот конфликт потерял свою остроту, и некоторые идеи, лежавшие в основе концепции фестиваля, утратили актуальность. Поэтому сегодня СТАМ – лишь имя собственное или звучное сочетание букв, к которому все привыкли.
Суть концепции СТАМа в том, что победителей на нём выбирает публика путём голосования.
Когда Юрий Кудряшов опубликовал в интернете призыв к неизвестным талантливым композиторам участвовать в новом фестивале – таковых оказалось больше, чем он думал, и сама идея вызвала гораздо больше интереса, чем он ожидал. Со Второго СТАМа в команду единомышленников вошёл композитор и пианист Алексей Чернов, который руководит проектом сейчас, а с Третьего, благодаря Михаилу Журавлёву (председателю ассоциации Русская традиция Союза композиторов Санкт-Петербурга), концерты и конкурсные программы СТАМа проходят и в Санкт-Петербурге, в Дубовом зале Дома композиторов, в рамках фестиваля «Петербургская осень».
2013 — 2016
В 2013 году по ряду причин запланированный Седьмой СТАМ не состоялся, и четыре года фестиваль не проводился.
Однако в 2017 году, по иронии судьбы именно в день десятилетия Первого СТАМа – 11 ноября – фестиваль возродился под руководством Алексея Чернова и сразу же вышел на принципиально иной уровень: прошёл на одной из площадок Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского – в Музее им. Н. Г. Рубинштейна, а уже на следующий год – в Рахманиновском зале. С 2017 года Московская консерватория всё больше и больше участвует в организации проекта. Сегодня, в условиях пандемии, СТАМ-фестиваль празднует юбилей – проводится в десятый раз. Проект временно перешёл в онлайн-формат.
Фестиваль ориентирован в основном на молодых композиторов, однако с Третьего СТАМа в 2009 году возникла традиция посвящать каждый фестиваль ныне живущему или недавно ушедшему композитору старшего поколения, известному менее, чем он того заслуживает. В разные годы объектами таких посвящений становились: Нектариос Чаргейшвили, Роман Леденёв, Андрей Фролов, Валерий Белунцов, Валентин Сильвестров, Юрий Буцко, Юлиан Крейн, Алемдар Караманов, Николай Голованов, Самуил Фейнберг, Михаил Коллонтай (Ермолаев). С 2017 года помимо основного мероприятия фестиваля – конкурса композиторов, начали проводиться концерты, где зазвучала музыка композиторов, которым в разные годы посвящен СТАМ и другая малоизвестная русская музыка.
В Экспертном совете фестиваля в разные годы побывали: Михаил Александрович Сапонов, Михаил Валерьевич Никешичев, Роман Семёнович Леденёв, Владислав Германович Агафонников, Вячеслав Вячеславович Медушевский, Анна Амраховна Амрахова, Михаил Георгиевич Журавлёв, Игорь Константинович Кузнецов и другие.